Северное
речное пароходство
Год основания 1858
Архангельск
+7 (8182) 608 611-3106
+7 (8182) 608 611-3312
Тюмень
+7 (3452) 290-390
Заявка на перевозку
75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящяется
26.02.2020

Этим фрагментом из книги «Голубые дороги Поморья» мы начинаем цикл публикаций, которые посвящены героическим страницам Северного речного пароходства, его труженикам, их вкладу в  Победу в Великой Отечественной войне.

 

Перестройка на военный лад

...В навигацию 1941 года поздно вскрылись реки; часть флота не была своевременно подготовлена к ней. И после вскрытия рек в затонах еще находились 15 буксирных транспортных пароходов и 37 единиц тоннажа. Неблагоприятные метеорологические условия, несвоевременная подготовка судов привели к задержкам с выполнением планов грузоперевозок в регионе.

22 июня 1941 года мирный труд был нарушен: фашистская Германия напала на Советский Союз. Великая Отечественная война явилась жестоким испытанием и для речников Севера.

С нападением врага началась перестройка всей работы пароходства на военный лад. Деятельность его отныне тесно увязывалась с выполнением оборонных задач. С первых же дней войны суда включились в работу по перевозке воинского пополнения, продовольствия, боеприпасов, строительных материалов, импортных и лесных грузов. Осуществлялись перевозки эвакуированного гражданского населения из западных районов страны, раненых бойцов и офицеров, перевозка многих тысяч людей на оборонные работы. Участвовали десятки судов.

В первые же месяцы войны из семи тысяч работающих было мобилизовано 2185 человек, в том числе 17 капитанов, 115 помощников капитанов, 28 механиков, 210 помощников механиков, 15 боцманов, 4 лоцмана, 18 рулевых мотористов, 120 шкиперов. Это были лучшие кадры пароходства: лучшие рабочие и лучшие специалисты4.

В 1941 г. на различных участках Северного речного пароходства работало 70 специалистов, в т. ч. 62 инженера, 6 экономистов, 1 зоотехник, 1 педагог. Большинство из них было мобилизовано, что значительно осложнило решение хозяйственных задач(…)

(...)Началась мобилизация. На Лимендском судостроительно-судоремонтном заводе ушли на фронт рабочие и инженеры В. И. Боршевников, П. Г. Кобелев, Н. П. Епимахов, В. Д. Гошев, Н. И. Долгополов, В. П. Тихомиров, Н. М. Ядрихинский и другие. Свыше двухсот лимендцев сменили рабочую спецовку на гимнастерку воина. Мастера А. И. Петров, М. Г. Угрюмов, Ю. Г. Клепиковский и другие учили новым формам и методам работы молодых рабочих, пришедших на предприятие из школ ФЗУ, по оргнабору. Среди новичков преобладали девушки.

Впоследствии это стали прекрасные рабочие - Агния Тулубенская, Рая Трубина, Евдокия Ожегова, Катя Лобова, Вера Крылова. Коллектив завода с первых дней войны уверенно выполнял все задания Государственного Комитета Обороны.

С Великоустюгского завода за годы войны на фронт было мобилизовано 600 человек. Ушедших мужей и братьев, отцов заменили у станков жены, сестры, сыновья и дочери, подростки. Молотобойца кузнечного цеха Якова Старостина заменила его жена, Вера Васильевна, кузнеца Насоновского заменила его жена, Екатерина Петровна. Из школы ФЗУ за годы войны пришли работать Зина Голикова, Ольга Менькина, Нина Дитятьева, Лида Тотмакова, Галина Пешкова, Тамара Мелехина, Зоя Нелаева, Лида Пономарева и многие другие. В цехах создавались фронтовые бригады, их девизом стало: "не уходить с работы, пока не выполнишь задания!". Нина Плескунина в Приводинских мастерских стала работать на револьверном станке, сменив на этом месте своего брата Савватия, который ушел защищать Родину.

Повсеместно велась организация народного ополчения. Капитан плотовода "Карл Либкнехт" Гошев, вступая в народное ополчение, сказал: "В Гражданскую войну мы били белых гадов на Северной Двине и изгнали их с родимой земли. Вступая в народное ополчение, я буду беспощадно ничтожать фашистских бандитов, вероломно напавших на нашу страну...". Подразделения ополченцев были созданы на Лимендском судоремонтном заводе, на заводах имени Нацфлота, "Красный водник", в Исакогорских мастерских. Подобран командный состав.

 

Уже 9 июля 1941 года повсюду началось обучение ополченцев. Изучали приемы борьбы с танками врага, материальную часть стрелкового оружия, станковый пулемет. Проводились упражнения по метанию гранат. Всего по Северному речному пароходству в начальный период войны подлежало обучению 1622 человека, на 12 декабря 1941 года обучено 1310 человек.

В Архангельском речном порту, в управлении пароходства, в Котласе, на Великоустюгском заводе имени Нацфлота, в Лименде, Приводино, в Двинском Березнике и на многих пристанях, в мастерских по ремонту судов были созданы сандружины. Комсомолки Архангельской пристани решили приобрести квалификацию медицинской сестры. В санитарную дружину записались из управления пароходства Кириллова, Раевская, Русакова, Попова. Практические занятия проводились в поликлинике и в больнице водников.

Многие девушки стали донорами. Е. Роговская, Р. Зинина, Т. Голикова 1 июля 1941 года писали в газете "Речник Севера": "Мы хотим отдать свою кровь для спасения жизней раненых бойцов".

 

 Из книги «Голубые дороги Поморья», Глава VI. И снова - грозная война (1941-1945 гг.)

К другим новостям